Просмотр вопроса
Давайте обсудим спектакль.
19 декабря 2014
|
Жанр спектакля Северодвинского театра «Самоубийца» определен как сатирическая комедия. И действительно, все признаки сатиры здесь налицо: яркая форма, злободневность проблемы, обличительный пафос. В центре внимания пьесы и спектакля - вечный конфликт человека и государства, противостояние простых человеческих ценностей и умозрительных интересов государства, для которого не существует отдельного человека с его слабостями и бедами. Этот конфликт был актуален в 20-е – 30-е годы ХХ века, когда Николай Эрдман написал пьесу, поставившую его в один ряд с великими русскими драматургами, но так и не увидел ее на сцене, этот конфликт не менее актуален сейчас – в 10-е годы XXI века, когда государство и человек страшно далеки друг от друга (да, и были ли они близки когда-либо?).
Режиссер Михаил Апарцев не избежал искушения, воспользовавшись данным материалом, высказать наболевшее по поводу политической ситуации в стране, публично представить свою гражданскую позицию, памятуя известное выражение Гоголя о театре – кафедре, с которой можно сказать народу многое. Да, только что прошли выборы, только-только народ очухался от навязчивых предвыборных словопрений, поэтому намеки и лобовые указания на события реальной действительности, которых в спектакле обнаружилось немалое количество, упали на благодатную почву. Спектакль спровоцировал зрителей на политическую дискуссию, на размышления о том, как мы живем и почему мы так живем. И это хорошо, это правильно, настоящий театр, собственно, для того и существует, он обязан не только развлекать, но и бередить чувства, будоражить умы. Помнится, в свое время (в 1988 году) честный пронзительный спектакль о Высоцком «Он играл Гамлета» спровоцировал жаркие дебаты в зрительном зале по поводу городских проблем, в частности, тогда активно обсуждался вопрос об установке памятника Ленину на площади Победы, да и время было непростое, перестроечное – политическая активность граждан зашкаливала. Сейчас, судя по обстановке в стране, мы переживаем нечто подобное. Итак, события пьесы «Самоубийца» вертятся вокруг маленького человека Семена Семеновича Подсекальникова, который неожиданно для себя оказывается в центре всеобщего внимания, поскольку от безысходности ли, по слабохарактерности ли, однако собирается покончить с собой – и тут-то нашлось большое количество желающих воспользоваться предстоящим самоубийством в своих корыстных целях: от любовно-романтических до глобально-политических. Раскручивается головокружительный сюжет, звучит изумительно вкусный эрдмановский язык, разворачивается галерея ярких характеров, и из всего этого рождается то, что рождается, – сатирическое представление, провоцирующее задуматься над животрепещущими проблемами. Перед нами новый современный театр весьма достойного уровня: режиссер М.Апарцев уже приучил северодвинскую публику к особенностям своего стиля, своего постановочного почерка, к замысловатым сценическим метафорам и неожиданным решениям, данный спектакль достойно продолжает ряд ярких по форме и злободневных по содержанию постановок режиссера на северодвинской сцене: «Энергичные люди», «Миллионерша», «Заповедная зона». 19 декабря 2014
|
Нет ответов, Ваш ответ будет первым